PHP :: Задачи
http://belarusweb.net
Основы создания сайтов

Сборник упражнений и задач по PHP

Пару слов о задачнике

Задачи PHP Наш задачник по языку программирования PHP содержит стандартные упражнения и задачи с решениями на закрепление теоретических основ излагаемых в учебнике.

Если в ходе освоения учебного материала у вас возникнут трудности, пишите мне в индивидуальный 'Чат с автором' (по возможности стараюсь отвечать всем).

Чтобы посмотреть результат выполнения исходного кода решения задачи во фрейме кодового блока, используйте кнопку 'Результат'.

Оглавление задачника

§1.1. Введение в PHP

1. Создайте на локальном сервере Xampp в папке htdocs тестовую папку test, а в ней файл index.php. Для быстрого доступа к файлу создайте в браузере закладку, поскольку файл будет использоваться в дальнейшем для решения задач. Адресный путь к файлу должен иметь вид http://localhost/test/index.php.

2. Выведите на экран одна за другой четыре строки: 'Всем ', 'привет ', 'от ', 'PHP!<br><br>', используя для этого только один оператор echo. После данной инструкции напишите два однострочных комментария: 'Для вывода слов на разных строках мы используем элемент "br", т.е разрыв строки' и 'Переменные выводимые оператором echo перечисляются через запятую'. Далее измените код первой части так, чтобы слова после вывода на экран находились на разных строках. В самом конце нашего кода напишите многострочный комментарий: 'После каждой инструкции мы будем ставить точку с запятой даже, если инструкция является последней в блоке php-кода'. Показать решение.

3. Создайте переменную, присвойте ей число 5 и выведите его на экран. Создайте вторую переменную, присвойте ей число 10 и выведите его на экран. Выведите на экран сумму, разность, произведение и частное от деления значения первой переменной на значение второй переменной. Присвойте сумму значений этих двух переменных третьей и выведите итог на экран. Теперь увеличьте текущее значение третьей переменной на величину значения второй переменной и выведите его на экран. И, наконец, увеличьте текущее значение третьей переменной в два раза и выведите его на экран. Показать решение.

4. Восстановите по комментариям php-код условия. Показать решение.

<?php 

/* Присвоение переменной по значению. После каждой операции старайтесь 
смотреть результат в браузере, используя для вывода оператор echo */

//Присвоили переменной $a число 15
	
//Присвоили переменной $b переменную $a, теперь $b==$a==15 

//Изменили значение переменной $b на 'new', при этом 
//значение переменной $a не изменилось ($a==15) 

//Опять присвоили переменной $b переменную $a, теперь $b==15 

//Изменили значение переменной $a на 'sos', при этом 
//значение переменной $b не изменилось ($b==15) 

/* Таким образом, переменная, присвоенная по значению, не зависит от 
переменной, которой она была присвоена */		  

?>

Условие задачи №4

5. Восстановите по комментариям php-код условия. Показать решение.

<?php 

/* Присвоение переменной по ссылке. После каждой операции старайтесь 
смотреть результат в браузере, используя для вывода оператор echo */

//Инициализировали переменную $c присвоив ей значение 10

//Присвоили по ссылке переменной $b переменную $c, 
//теперь $b==$c==5. 

//Изменили значение переменной $b на 'new_2', теперь 
//$b=='new_2' и $c также равна 'new_2' 

//Изменили значение переменной $c на число 20, теперь 
//$c==20 и $b также изменилась ($b==20)

/* Таким образом, можно сказать, что переменная, присвоенная по ссылке, 
просто является псевдонимом переменной, которой она была присвоена */		  

?>

Условие задачи №5

6. Создайте переменную $a и присвойте ей значение 20. Создайте переменную $b и присвойте ей значение 10. Теперь создайте переменную $car и присвойте ей строку с именем первой переменной. Выведите на экран ${$car}. Создайте еще одну переменную $track и присвойте ей строку с именем второй переменной. Выведите на экран ${$track}. Показать решение.

7. Создайте переменную $n и присвойте ей строку 'number'. Теперь попробуйте вывести на экран строку '$a'. Что нужно сделать, чтобы переменная, находящаяся внутри строки была правильно распознана интерпретатором PHP? Исправьте код и выведите строку на экран повторно. Показать решение.

8. Посмотрите внимательно на условие задачи, в котором сделана попытка вывода значений переменных на экран. При попытке вывода каких из переменных интерпретатором будет выдана ошибка и почему? Показать решение.

<?php 

//Локальные и глобальные переменные

$a=1;

//Объявили новую пользовательскую функцию m_func()
function m_func(){              
	$b=2; 
	echo $a;
}            

$c=3;
   
echo $a.'<br>'; 
echo $b.'<br>';                 
echo $c;
m_func(); 

?>

Условие задачи №8

9. Создайте две глобальные переменные и присвойте им в качестве значений числа. Затем создайте пользовательскую функцию, которая будет выводить сумму значений этих глобальных переменных (используйте ключевое слово global). Выведите результат сложения на экран. Показать решение.

10. Создайте глобальную переменную $a и присвойте ей число 1. Затем создайте пользовательскую функцию, внутри которой создайте локальную статическую переменную $b и присвойте ей число 0. Далее увеличьте текущее значение локальной переменной $b на величину значения глобальной переменной $a, т.е. прибавьте к текущему значению переменной $b значение глобальной переменной $a. Добавьте инструкцию вывода значения переменной $b на экран. После создания функции вызовите ее три раза и объясните результат. Показать решение.

11. Имена каких из переменных, указанных в условии, заданы неверно? Почему? Показать решение.

<?php 

//Правила записи имен 
$a=1;					
$B=2;	
$b=3;
$first.number=4;
$firstNumberOf=5;				

function m_func(){           
	$_local=1;
	$locAl=2;
	$local_var=3;
	$10_local_var=4;
	$local_Var=5;
	$local Var=6;
} 

function 5_func(){           
	$___a_A=10;
}            

?>

Условие задачи №11

12. Создайте две константы, использовав для этого функцию define() и служебное слово const. Выведите их значения на экран. Создайте пользовательскую функцию, которая будет создавать константу в локальной области видимости этой функции. Получится ли создать константу при помощи служебного слова const? Осуществите вызов созданной функции. Выведите значение константы, созданной после вызова функции, на экран. Вызовите функцию еще раз. Объясните результат. Показать решение.

13. Создайте три переменные. Удалите при помощи функции unset() первую переменную и попробуйте вывести ее значение на экран. Удалите одновременно оставшиеся переменные, передав их функции в качестве аргументов через запятую. Попробуйте вывести их значения на экран. Показать решение.

§1.2. Типы данных

14. Создайте переменные, присвоив им логические значения true и false, вещественное число 43.658+e2, но предварительно записав его в обычном виде, и корень квадратный из отрицательного числа, например, sqrt(-2). Выведите значения всех переменных на экран. Показать решение.

15. Создайте три переменные и присвойте им строки: 'Добро ', 'побеждает ', 'зло'. Создайте еще одну переменную и присвойте ей объединенную строку (для конкатенации строковых переменных используйте обычную точку). Выведите ее на экран. Показать решение.

16. Создайте переменную и присвойте ей строку "На манёврах "красные" выступали против "синих"", предварительно экранировав двойные кавычки внутри двойных во избежание ошибки. Выведите строку на экран. Как еще можно поступить для вывода строк, содержащих внутри себя двойные или одинарные кавычки, чтобы не использовать их экранирование? Показать решение.

17. Создайте переменную $number и присвойте ей число 125. Затем создайте еще две переменные, присвоив им строки "Я число $number", но использовав для этого синтаксисы heredoc и nowdoc. Выведите строки на экран и сравните результаты. Показать решение.

18. Создайте переменную $m_1 и присвойте ей массив, созданный при помощи конструкции array() и содержащий два элемента с ключами 'фрукты' и 'овощи' и соответствующими значениями 'апельсины' и 'помидоры'. Выведите на экран значение элемента массива с ключем 'фрукты'. Проделайте все тоже самое, но использовав переменную $m_2 и создав массив при помощи синтаксиса квадратных скобок. Показать решение.

19. Создайте переменную $m_1 и присвойте ей массив, состоящий из двух элементов (ключи не указывайте). Выведите на экран значение второго элемента массива (не забываем, что нумерация элементов массива начинается с нуля). Добавьте в массив третий элемент, также не указывая его ключ. Выведите его значение на экран. Добавьте в массив еще один элемент, указав в качестве ключа число 5. Выведите его значение на экран. Показать решение.

20. Посмотрите на условие задачи. При попытке вывода каких элементов массива будут выведены ошибки и почему? Показать решение.

<?php 

$m_3=[4=>56, 33];  	

$m_3[]=30;				
$m_3[8]=80;				
$m_3[]=100;				

echo $m_3[3]."<br>"; 
echo $m_3[4]."<br>";
echo $m_3[5]."<br>";
echo $m_3[6]."<br>";
echo $m_3[7]."<br>";
echo $m_3[8]."<br>";
echo $m_3[9]."<br>";

?>

Условие задачи №20

21. Создайте массив с двумя элементами. Измените значение первого элемента и выведите его на экран. Добавьте в массив еще один элемент в виде пустой строки и выведите его на экран. Добавьте в качестве нового элемента массива другой массив с тремя элементами и выведите на экран значение второго элемента этого массива. Показать решение.

22. Создайте массив с четырьмя элементами. Удалите второй элемент массива, использовав для этого функцию unset(). Попытайтесь вывести удаленный элемент на экран. Теперь удалите последние два элемента массива, передав их в качестве аргументов функции unset() через запятую. Попробуйте вывести на экран удаленный последний элемент массива. И, наконец, добавьте в массив элемент, который сам является массивом с двумя элементами. Удалите первый элемент добавленного массива и затем попробуйте вывести его на экран. Также выведите на экран оставшийся элемент добавленного массива. Показать решение.

23. Посмотрите на условие задачи и скажите, какие значения будут присвоены переменным после преобразования типов? Что будет выведено на экран при помощи оператора echo? Не забывайте, что оператор перед выводом преобразует все значения в строки! Показать решение.

<?php 

$var_1=true;               
$var_2=false;              
 
$var_3=(integer) $var_1;   
$var_4=(integer) $var_2;   
 
$var_5=(string) $var_1;    
$var_6=(string) $var_2;   
 
//------------------------------------------------
 
$var_7="-1";               
$var_8=".9e2";          
 
$var_9=(bool) $var_7;      
$var_10=(integer) $var_8;   
 
//------------------------------------------------
 
$var_11="яблоко";             
$var_12=1.9e-2;             
 
$var_13=(array) $var_11;     
$var_14=(array) $var_12;     

?>

Условие задачи №23

§1.3. Выражения и операторы

24. Какие значения будут присвоены переменным в результате вычисления выражений? Выведите их на экран. Показать решение.

<?php 

$a=5+6*5;
$b=(5+6)*5;
$c=$b%7;
$d=-5%(-2);

$e=5.5/2;
$f=5.5%2;

$h=[2,4,'one']+[5,6,7,8];

?>

Условие задачи №24

25. Создайте переменную $a и присвойте ей стартовое значение 0. Создайте переменную $b и присвойте ей выражение, состоящее из префиксного оператора инкремента и переменной $a. Выведите новое значение переменной $b и значение переменной $a на экран. Верните переменной стартовое значение, после чего проделайте тоже самое, но использовав постфиксный оператор инкремента. Объясните полученный результат. Для закрепления проделайте все тоже самое, но уже с префиксным и постфиксным операторами декремента. Показать решение.

26. Создайте переменную $a и присвойте ей стартовое значение 0. Увеличьте значение переменной на 10, использовав комбинированный оператор присваивания. Выведите новое значение на экран. Далее, используя соответствующие комбинированные операторы и выводя промежуточные результаты на экран, увеличьте значение переменной в два раза, уменьшите на 5, разделите на 3, возведите в квадрат и в конце найдите остаток от деления на 7. Показать решение.

27. Создайте переменную $a и присвойте ей строку 'Ну, ты и '. Измените значение переменной, присоединив к строке еще одну строку 'фрукт!'. Используйте для этого комбинированный оператор присваивания с конкатенацией. Выведите новое значение на экран. Показать решение.

28. Каковы будут результаты сравнения в условии задачи? Проверьте свои ответы посредством вывода результатов на экран. Не забывайте, что результатом сравнения выражений является одно из логических значений true или false. Соответственно, при выводе оператор echo преобразует их либо в строку '1', либо в пустую строку ''. Показать решение.

<?php 

$a=15;     		
$b=20;     		
$a>$b; 	

$a='15';     
$b='20';     
$a>$b;  
 
$a=null;
$a>$b; 
				
$a=='0';    
$a<true;    
$a=='';     
 
'tree'>'Body';  
  
$a==[];     
[]>'';      
[85,100,8=>50]<[1,2,3,4]; 

?>

Условие задачи №28

29. Какие значения будут присвоены переменной $a в условии задачи? Проверьте свои ответы посредством вывода на экран. Не забывайте, что результатом логических выражений является одно из логических значений true или false. Соответственно, при выводе оператор echo преобразует их либо в строку '1', либо в пустую строку ''. Показать решение.

<?php 

$a=10||true; 
				 
$a=1||false; 
$a=0||false; 
 
$a=10&&'20';          
$a='0'&&'apple';            
 
$a=!false;             
$a=!10;      
$a=!'one';   
 
$a=10||0;          
$a=10 or 0;        

$a=10&&0;         
$a=10 and 0;       
 
$a=10 xor 0;      
$a=(10 xor 20);    

?>

Условие задачи №29

§1.4. Управляющие конструкции

30. Создайте переменные $a, $b и присвойте им положительные числа. Присвойте частное от деления $a/$b третьей переменной $d. Используя условный оператор if, осуществите схему вывода на экран значения переменной $d только в том случае, если оно является положительным числом. Проверьте работу скрипта, после чего измените одно из значений переменных на отрицательное число и снова запустите скрипт. Показать решение.

31. Создайте переменные $a, $b и присвойте им положительные числа. Присвойте частное от деления $a/$b третьей переменной $d. Используя условный оператор if, осуществите схему вывода на экран значения переменной $d только в том случае, если оно является положительным числом. Если число окажется отрицательным или равным нулю, должно выводиться соответствующее предупреждение, а не значение переменной. Проверьте работу скрипта, после чего измените одно из значений переменных $a или $b на отрицательное число и снова запустите скрипт. Показать решение.

32. Создайте переменные $a, $b и присвойте им положительные числа. Присвойте частное от деления $a/$b третьей переменной $d. Используя условный оператор if в связке с else if, осуществите схему вывода на экран значения переменной $d только в том случае, если оно является положительным числом. Если число окажется отрицательным или равным нулю, то для каждого случая должно выводиться соответствующее предупреждение. Проверьте работу скрипта, после чего измените одно из значений переменных $a или $b на отрицательное число и запустите скрипт снова. Чтобы проверить работу скрипта для нулевого значения, измените значение переменной $a на ноль. Показать решение.

33. Реализуйте условие задачи №32 при помощи оператора switch. Показать решение.

34. Создайте переменную и присвойте ей массив, состоящий из пяти элементов, например, чисел или строк. Создайте еще одну переменную, которой присвойте какое-нибудь значение. Теперь создайте конструкцию switch, которая будет определять, есть такой элемент в массиве или нет и выводить соответствующее сообщение. Для упрощения кода используйте операторы case, идущие друг за другом и содержащие метки в виде значений элементов массива, но не прерывающиеся операторами break. Не забудьте про условие по умолчанию, которое будет выводить сообщение, если элемента в массиве нет. Протестируйте конструкцию, присваивая второй переменной различные значения. Показать решение.

35. Создайте переменную $a и присвойте ей ноль в качестве стартового значения. Выведите на экран при помощи цикла while цифры от 1 до 5, использовав для этого операцию префиксного инкремента переменной $a. Сбросьте значение переменной и сделайте тоже самое, но при помощи цикла do/while. Показать решение.

36. Создайте переменную $a и присвойте ей массив, состоящий из пяти элементов. Выведите все элементы массива на экран сперва при помощи цикла while, а затем и do/while. Показать решение.

37. Выведите все элементы массива из предыдущей задачи на экран при помощи цикла for. Обратите внимание на компактность кода. Показать решение.

38. Используйте цикл for для вывода на экран целых положительных чисел не превышающих 50. Прервите цикл на 10 итерации при помощи внутреннего условного оператора if и оператора break. Показать решение.

39. Выведите на экран таблицу умножения. Используйте внешний и внутренний циклы for. Чтобы таблица имела привычный для нас 'квадратный' вид, в конце каждой итерации внешнего цикла задайте вывод разрыва строки. Показать решение.

40. Создайте массив, состоящий из пяти элементов. Выведите на экран значения элементов массива, использовав для этого цикл foreach в двух вариантах: с выводом только значений и с выводом как ключей, так и значений соответствующих элементов. Показать решение.

41. Создайте массив, состоящий из пяти элементов в виде целых чисел. Увеличьте значения всех элементов массива в два раза, использовав для этого цикл foreach. Выведите на экран новые значения элементов массива. Показать решение.

42. Выведите на экран при помощи цикла for положительные целые числа от 1 до 10. Затем используйте оператор continue, чтобы исключить из ряда числа 3,4,5. Попробуйте разместить оператор continue до и после инструкции вывода значений на экран и объясните результат. Показать решение.

43. Используйте условие задачи №39, но исключите из таблицы столбик умножения на 5. Для этого прервите внутренний цикл оператором continue при $k==5. Показать решение.

44. Задайте бесконечный цикл for, который будет выводить квадраты целых положительных чисел. Цикл будет бесконечным, если второй параметр в условии будет отсутствовать. Если квадрат числа превысит 70, прервите цикл при помощи оператора goto, который будет осуществлять переход к метке после цикла для вывода соответствующего сообщения. Показать решение.

§1.5. Функции

45. Создайте пользовательскую функцию, которая принимает два аргумента, а возвращает их произведение. Вызовите функцию, передав ей в качестве аргументов два числа и выведите на экран результат. Показать решение.

46. Создайте три переменные и присвойте им числовые значения. Выведите на экран их произведение. Теперь создайте пользовательскую функцию, принимающую два аргумента по ссылке и один аргумент по значению. Функция должна присваивать переменным другие числовые значения. Вызовите функцию, после чего снова выведите на экран произведение всех переменных. Объясните результат. Показать решение.

47. Создайте две переменные и присвойте им числовые значения. Теперь создайте пользовательскую функцию, принимающую два аргумента со значеними по умолчанию и выводящую произведение своих аргументов. Вызовите функцию, передав ей сперва в качестве аргументов значения переменных, затем значение только одной из переменных и, наконец, вообще без аргументов. Объясните полученные результаты. Показать решение.

48. Создайте пользовательскую функцию, принимающую аргументы в массив переменной длины и выводящую их затем на экран. Используйте для доступа к элементам массива цикл foreach. Вызовите функцию, передав ей в качестве значения две строки и число. Показать решение.

49. Создайте две переменные $sum и $product и присвойте им стартовые значения, равные 0 и 1. Создайте пользовательскую функцию, принимающую два аргумента по ссылке, а все остальные по значению в массив переменной длины. Функция должна вычислять сумму всех аргументов, переданных в массив переменной длины, и присваивать ее первому аргументу. Второму аргументу она должна присваивать произведение всех аргументов, переданных в массив переменной длины. Возвращать функция должна массив, состоящий из первых двух аргументов, переданных функции (т.е. сумму и произведение). Используйте для доступа к элементам массива цикл foreach. Вызовите функцию, передав ей в качестве первых двух аргументов наши переменные, а также три числа. Выведите на экран значения возвращенного массива, а также значения наших переменных. Объясните результат. Показать решение.

50. Создайте пользовательскую функцию, которая будет выводить на экран сумму первых двух переданных ей аргументов. Количество передаваемых функции аргументов не указывайте. Если функция будет получать более двух аргументов, она должна выдавать соответствующее предупреждение и не выводить сумму. Вызовите функцию, передав ей в качестве аргументов массив из двух чисел и развернув его в простые аргументы при помощи '...'. Повторите тоже самое для массива из трех чисел. Напомним, что количество переданных функции элементов можно узнать при помощи функции func_num_args(), а получить доступ к ним можно при помощи функции func_get_arg(n). Показать решение.

51. Задайте режим строгой типизации (используйте инструкцию declare(strict_types=1);), после чего создайте пользовательскую функцию, которая будет принимать два целочисленных аргумента и выводить на экран их сумму. Вызовите функцию, передав ей в качестве аргументов сперва два целых числа, а потом одно из них в виде строки. Закомментируйте строку с инструкцией строгой типизации и перезапустите скрипт. Объясните результат. Показать решение.

52. Задайте режим строгой типизации (используйте инструкцию declare(strict_types=1);), после чего создайте пользовательскую функцию my_func(), которая будет принимать два целочисленных аргумента и возвращать их произведение. Создайте переменную $count_apples и присвойте ей строку с именем функции. Обратитесь к функции через переменную и выведите на экран общую массу яблок зная, что имеется 23 корзины по 7 кг яблок в каждой. Показать решение.

53. Создайте переменную и присвойте ей целое число. Создайте еще одну переменную и присвойте ей анонимную функцию, наследующую эту переменную и выводящую на экран ее инкрементированное значение. Осуществите вызов функции, затем измените значение внешней переменной и опять вызовите функцию. Объясните результат. Измените скрипт, задав наследование переменной по ссылке. Объясните изменения результата, если они будут. Показать решение.

§1.6. Классы и объекты

54. Создайте класс, в котором задайте константу, общедоступные свойство и метод класса. Метод класса должен выводить какое-нибудь сообщение. Создайте экземпляр класса. Вызовите метод класса, а также выведите на экран сумму значений константы класса и его свойства. Не забудьте, что для доступа к константе класса нужно использовать двойное двоеточие '::', а не объектный оператор '->'. Показать решение.

55. Имеется 7 корзин. Нужно разработать класс, который будет подсчитывать общую массу яблок в зависимости от вместимости корзин. Для этого создайте сам класс. Затем создайте константу класса, которой присвойте количество корзин. Объявите свойство класса, но не инициализируйте его. Свойство будет отвечать за вместимость корзины в килограммах. И, наконец, объявите метод, который будет принимать в качестве аргумента вместимость корзины, т.е. значение соответствующего свойства, а возвращать произведение количества корзин (значение нашей константы) на вместимость одной корзины. После оформления класса, создайте его экземпляр и выведите на экран количество корзин. Не забудьте, что для доступа к константе класса нужно использовать двойное двоеточие '::', а не объектный оператор '->'. Затем присвойте свойству класса положительное число и выведите на экран общую массу яблок, которую могут вместить все корзины, использовав для этого оператор echo и вызов метода класса. Показать решение.

56. Используйте условие задачи №54, но объявите свойство класса статическим. Не забудьте сразу же изменить и последующий код скрипта! Показать решение.

57. Используя условие задачи №55, создайте класс-потомок. В нем объявите общедоступное свойство $price и создайте метод product_price(), который аналогичным образом будет вычислять общую стоимость всех яблок. После чего выведите общее количество корзин, массу и стоимость всех яблок на экран. Показать решение.

58. Используя условие задачи №57, создайте класс-потомок уже созданного класса-потомка. В нем объявите константу sale, которая будет отвечать за размер скидки, и создайте метод product_sale(), который будет определять величину скидки в зависимости от общей массы приобретенных яблок. При определении метода используйте конструкцию parent:: для доступа к методу product_price() и конструкцию self:: для доступа к константе sale. Метод должен давать скидку, если масса купленных яблок превысит 50 кг. После оформления класса-потомка, создайте объект класса, установите массу яблок, которые помещаются в одну корзину, в 12 кг, а стоимость одного килограмма в 1.6 у.е. Далее выведите на экран общее количество корзин, общую массу яблок в корзинах, а также стоимость всех яблок без скидки и со скидкой. Показать решение.

59. Внимательно изучите условие задачи и закомментируйте неверные инструкции. Показать решение.

<?php

class parent_class{
   
   protected $p_1='Защищенное свойство ';   
   
   private $p_2='Закрытое свойство ';     
    
   public function parent_func(){
		echo $this->p_2.'<br>';   
		echo $this->p_1.'<br>';  
   }
}
 
class descendant_class extends parent_class{
	private $p_1='p_var ';   
	private $p_2='p_var ';     
															
	function child_func(){     
		echo $this->p_1.'<br>';   
		echo $this->p_2.'<br>';  
	}
}
 
$obj=new parent_class();         
$obj_2=new descendant_class();   
 
$obj->parent_func();  
echo $obj->p_2;  	 
echo $obj_2->p_2; 	 
$obj_2->child_func(); 
echo $obj->p_1;  	 

?>

Условие задачи №59

60. Создайте абстрактный класс, который будет содержать два абстрактных защищенных метода return_car_name() и return_car_price(), а также один обычный общедоступный метод return_year($year), принимающий год выпуска автомобиля, а возвращающий строку "Год выпуска авто: {$year}". После оформления абстрактного класса, создайте два класса-потомка bmw_car и ford_car. Абстрактный метод return_car_name() после реализации должен возвращать строку с маркой автомобиля, а return_car_price(), соответственно, его цену в виде числа. Создайте экземпляр первого класса и вызовите его методы, а затем повторите тоже самое со вторым классом. Показать решение.

61. Объявите два интерфейса, а в каждом из них по дному общедоступному методу. Реализуйте оба интерфейса в классе. Методы после реализации должны принимать по одному аргументу, а затем просто возвращать их. Создайте объект класса и выведите на экран остаток от деления результата вызова первого метода на результат вызова второго метода. Методам в качестве аргументов передайте целые числа. Не забывайте, что при реализации интерфейсов в классе используется служебное слово implements, а служебное слово extends используется при наследовании интерфейсов друг от друга. При этом разрешается наследовать сразу несколько интерфейсов, разделяя их запятыми. Показать решение.

62. Объявите два трейта, а в каждом из них по одному общедоступному методу, каждый из которых должен принимать по одному аргументу, а затем просто возвращать его. Реализуйте оба трейта в классе. Создайте объект класса и выведите на экран остаток от деления результата вызова первого метода на результат вызова второго метода. Методам в качестве аргументов передайте целые числа, которые вы использовали в предыдущей задаче с интерфейсами. Сравните результаты. Не забывайте, что при реализации трейтов в классе используется служебное слово use, при этом разрешается наследовать сразу несколько трейтов, разделяя их запятыми. Показать решение.

63. Измените условие предыдущей задачи, объявив методы защищенными и задав им одинаковые имена. Реализуйте оба трейта в классе. Создайте объект класса и выведите на экран остаток от деления результата вызова первого метода на результат вызова второго метода. Методам в качестве аргументов передайте целые числа, которые вы использовали в предыдущей задаче. Сравните результаты. Не забывайте, что при реализации трейтов, у которых присутствуют методы с одинаковыми именами, используются служебные слова insteadof и as. Первое из них позволяет указать, метод которого из трейтов следует использовать, а второй позволяет изменить область видимости метода или же использовать его под другим именем. Показать решение.

64. Объявите трейт, в котором создайте защищенный метод, принимающий один аргумент, а затем просто возвращающий его. Теперь объявите интерфейс и создайте в нем общедоступный метод без тела, который после реализации должен будет принимать один аргумент. Создайте переменную и присвойте ей анонимный класс, в котором будут реализованы как интерфейс, так и трейт. Метод интерфейса после реализации должен просто возвращать свой аргумент. Не забудьте также расширить область видимости метода трейта. Выведите на экран остаток от деления результата вызова первого метода на результат вызова второго метода. Методам в качестве аргументов передайте целые числа, которые вы использовали в предыдущих задачах. Сравните результаты. Показать решение.

65. Создайте переменную и присвойте ей анонимный класс, в котором определите два общедоступных свойства, одно защищенное и одно закрытое. Перечислите свойства снаружи класса при помощи цикла foreach. Объясните результат. Показать решение.

66. Создайте класс, объявите в нем два общедоступных свойства, а также метод __clone, который будет увеличивать значение первого свойства на единицу. Значение первого свойства, соответственно, установите в 0, а второму присвойте строку 'Неизменяемое свойство'. Создайте экземпляр класса и выведите на экран значения свойств. Затем клонируйте объект и выведите на экран значения свойств клона. Объясните полученный результат. Показать решение.

67. Присвойте переменной анонимный класс. В классе объявите закрытое свойство, но не инициализируйте его. Для того, чтобы получить возможность инициализации свойства вне класса используйте метод перегрузки __set, а для получения его значения – метод __get. Сделайте так, чтобы в случае неинициализированного свойства метод выводил соответствующее предупреждение. После оформления класса попытайтесь вывести значение свойства на экран. Затем присвойте свойству значение и повторите попытку. Объясните результат. Показать решение.

68. Задайте режим строгой типизации (используйте инструкцию declare(strict_types=1);), после чего объявите класс A. В нем создайте общедоступный метод, который будет просто возвращать свой числовой (!) аргумент. Затем создайте еще один общедоступный статический метод, который будет принимать два числовых аргумента, а затем выводить на экран произведение вызова первого метода, которому будет передаваться в качестве аргумента первый аргумент данного статического метода, на второй аргумент метода. На первый метод сошлитесь при помощи конструкции self::. Создайте класс-потомок B, в котором переопределите первый метод таким образом, чтобы он возвращал не сам аргумент, а его квадрат. После оформления вызовите из второго класса первый метод. Объясните результат. Замените в скрипте конструкцию self:: на static:: и вызовите метод повторно. Объясните изменение результата. Показать решение.

§1.7. Пространства имен

69. Объявите пространство имен, в котором создайте константу, функцию и класс. В функции реализуйте вывод на экран значения переданного ей аргумента. В классе объявите общедоступное статическое свойство, которому присвойте число, а также общедоступный метод, который будет возвращать сумму аргументов. Создайте переменную и присвойте ей объект класса. Находясь в данном пространстве имен, выведите на экран значение константы, осуществите вызов функции, выведите на экран значение свойства класса и значение вызова метода класса. Далее объявите глобальное пространство, в котором также выведите на экран значение константы, осуществите вызов функции, выведите на экран значение свойства класса и значение вызова метода класса. Показать решение.

70. Объявите пространство имен, в котором создайте константу, переменную $b, функцию и класс. Переменной присвойте какое-нибудь число. В функции реализуйте возврат переданного ей аргумента. В классе объявите общедоступный статический метод, выводящий на экран сумму квадратов двух чисел. Далее объявите какое-нибудь подпространство, куда импортируйте константу, функцию и класс созданного ранее пространства имен, использовав их под псевдонимами C, F, CL. Находясь в созданном подпространстве выведите на экран значение константы C, переменной $b, вызова функции F и вызова метода класса CL. Показать решение.

§2.1. Краткий обзор некоторых встроенных возможностей PHP

71. Дан массив ["Dima", 11, true, null, [33,44], 1.23]. Нужно вывести информацию о его элементах на экран. Каждый вывод информации об элементе массива должен нумероваться, начиная с единицы. Для решения задачи используйте цикл foreach и функцию var_dump(). Показать решение.

72. Дан тот же массив ["Dima", 11, true, null, [33,44], 1.23]. Нужно вывести информацию о типе каждого его элемента на экран, например, "3-й элемент массива является строкой". Каждый вывод информации о типе элемента массива должен нумероваться, начиная с единицы. Для решения задачи используйте цикл foreach, оператор switch и функции is_int, is_string и т.д. Полный список функций посмотрите в официальном справочнике. Показать решение.

73. Создайте массив, в который поместите все натуральные числа, не превышающие 20. Теперь измените все четные значения массива, увеличив их в три раза. Выведите их на экран. Для решения задачи создайте соответствующую callback-функцию, передав ей аргумент по ссылке, а затем используйте функцию array_walk(), передав ей в качестве второго аргумента созданную callback-функцию. Не забудьте посмотреть описание функции в официальном справочнике. Показать решение.

74. Создайте массив, в который поместите все натуральные числа, не превышающие 15. Отфильтруйте полученный массив при помощи функции array_filter(), удалив из массива все нечетные значения. Выведите оставшиеся элементы массива на экран. Показать решение.

75. Создайте массив, в который поместите все простые числа, не превышающие числа 25. Далее отсортируйте элементы массива так, чтобы они шли по убыванию, т.е. в обратном порядке, и выведите их на экран. Напомним, что натуральное число, большее единицы, называется простым, если оно делится без остатка только на единицу и на само себя. Показать решение.

76. Выделите из строки 'Иван_Иванов' имя и фамилию и выведите их на экран. Используйте для поиска позиции первого вхождения разделителя в строку функцию mb_strpos(), а для получения требуемых подстрок функцию mb_substr(). Опять же, обязательно смотрите описание функций в соответствующем разделе официального справочника. Показать решение.

77. Создайте функцию match_letter(), которая будет в качестве первого аргумента принимать строку $str и проверять ее на соответствие допустимым символам массива $alphabet, который будет передаваться в качестве второго аргумента. Результат проверки функция должна выводить на экран. Проверьте с помощью этой функции на наличие запрещенных символов строки 's-1', 'S_20' и '3_S', если в качестве массива допустимых символов передается массив ['s','_','1','2','3']. Для решения задачи используйте внешний цикл for по всем символам строки (длину строки можно узнать при помощи mb_strlen()), а также внутренний цикл for по всем элементам массива (число элементов массива можно узнать при помощи count()). Во внутреннем цикле следует сравнивать текущий символ строки со всеми символами массива, чтобы установить его допустимость. Если вы не смогли решить задачу, обязательно разберите код решения, заглядывая в официальный справочник, и наберите код самостоятельно!!! Показать решение.

78. Вычислите выражение (sin30°+3/4)/|1/5-3/7|+log10100. Для решения используйте математические функции, имеющиеся в PHP. Показать решение.

79. Выведите на экран время по Минску в виде двух строк следующего формата: Дата: 21.02.2018 (Среда), Время: 16ч. 20мин. 37сек. Для установки часового пояса Минска используйте date_default_timezone_set(), названия дней недели переведите на русский при помощи оператора switch и массива, возвращаемого функцией getdate(). Чтобы в формате даты месяцы до десятого шли с нулем, используйте условный оператор if с соответствующим условием. Показать решение.

80. Установите пользователю куки на десять секунд с датой последнего посещения страницы. Дата должна выводиться ему при каждом новом посещении в формате "Прошлый раз вы посещали страницу 21.2.2018 в 18ч. 18мин. 41сек. по Минскому времени". В случае первого посещения страницы выведите соответствующее сообщение. Для получения массива с данными даты сервера используйте функции предыдущей задачи. Показать решение.

81. Напишите простейший скрипт счетчика посещений страницы на основе сессий. Для хранения данных счетчика используйте суперглобальный массив $_SESSION. Показать решение.

§2.2. Расширения для работы с файловой системой

82. Если вы еще не создали на локальном сервере папку test, сделайте это. Она будет служить корневой папкой нашего учебного сайта на локальном сервере.
Создайте в папке файл start_file.php со скриптом, который будет проверять наличие в текущей корневой папке и, в случае необходимости, создавать файлы .htaccess и index.html. Если создаваемый файл уже будет существовать либо возникнет ошибка создания файла, скрипт должен будет вывести соответствующее предупреждение. Запустите скрипт пару раз. Затем удалите один из созданных файлов, еще раз запустите скрипт и посмотрите результ. Для решения задачи используйте функции file_exists() и touch(). Показать решение.

83. Запишите в файл .htaccess, созданный в предыдущей задаче, следующее содержимое.

AddType application/x-httpd-php .html .htm .js
php_flag display_errors on

Выведите содержимое файла и его размер на экран. Для записи используйте функцию file_put_contents(), которая в случае необходимости требуемый файл сперва создаст, а для получения содержимого функцию file_get_contents(). Чтобы содержимое выводилось на экран в две строки, используйте функцию nl2br(), которая добавит перед переносом строки <br>. Показать решение.

84. Запишите в файл index.html, созданный в задаче 82, следующее содержимое.

<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
   <meta charset="utf-8">  
   <title>Запись и чтение файлов</title>
</head>
<body>
   Данный файл был записан функцией file_put_contents()
</body>
</html>

Выведите содержимое файла на экран. На этот раз для записи используйте функцию fopen() в режиме 'wb', а также функции fwrite() и fclose(). Для получения содержимого опять используйте функцию file_get_contents(). Показать решение.

85. Создайте при помощи php-скрипта в корневом каталоге test на локальном сервере каталог css, а в нем файл styles.css. В случае существования директории либо возникновения ошибки, скрипт должен выводить соответствующее предупреждение. Для создания каталога используйте функцию mkdir(). При этом учтите, что функция в случае неудачи не только возвращает false, но и выводит ошибку уровня E_WARNING. Поэтому сначала присвойте результат выполнения функции переменной, использовав перед выражением оператор подавления ошибок '@', и только затем составляйте условную конструкцию с оператором if. Показать решение.

86. Если вы решили все предыдущие задачи, то в корневом каталоге test на локальном сервере должны присутствовать: файлы .htaccess и index.html, каталог css, а в нем файл styles.css, а также файл со скриптом edit_file.php. Теперь создайте в корневой папке при помощи скрипта еще один каталог php и переместите туда сам php-файл со скриптом. Показать решение.

87. Запишите в файлы styles.css и index.html следующее содержимое.

HTML CSS BwCodes
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
   <meta charset="utf-8">  
   <title>Запись и чтение файлов</title>
   <link rel="stylesheet" href="css/styles.css">
</head>
<body>
   Данный файл был записан функцией file_put_contents()
</body>
</html>
body{
color: blue;
}
	
	
	
	
	
	
	
	

При использовании относительных адресов учтите новое место расположение файла со скриптом (он теперь находится в каталоге php). Показать решение.

88. Удалите вручную содержимое корневой папки за исключением файла .htaccess. Создайте в ней (опять же, вручную) php-файл incl_file.php, скрипт которого будет выводить на страницу строку 'Я была вставлена скриптом PHP!'. Создайте индексный файл и подключите файл incl_file.php в тело документа. Для этого используйте оператор include_once. Показать решение.

§2.3. Работа с формами

89. Создайте форму, состав и внешний вид полей которой показан на скриншоте. Скрипт, который будет обрабатывать данные формы на сервере, должен выводить либо сообщения с данными формы либо просить заполнить все поля формы (см. скриншот задачи). Для проверки заполнения полей имени и фамилии используйте условный оператор if и функцию mb_strlen(). Не забывайте, что после скачивания файла содержимое папки нужно разместить в корневой папке test нашего учебного сайта на локальном сервере (иначе скрипт работать не будет). Показать решение.

Условие задачи №89

90. Создайте форму, состав и внешний вид полей которой показан на скриншоте. Скрипт, который будет обрабатывать данные формы на сервере, должен проверять заполнение полей имени и фамилии и в случае ошибки выводить предупреждение и прерывать скрипт. Что касается аватарки, то скрипт должен либо вывести аватарку после имени и фамилии, либо сообщить о незагруженной аватарке (см. скриншот задачи). Для получения имени, размера и временной папки для хранения загруженных файлов используйте суперглобальный массив $_FILES. Для перемещения загруженной аватарки в целевую папку используйте функцию move_uploaded_file() (в качестве целевой создайте папку avatars). Чтобы правильно указать путь к вставляемой на страницу аватарке, не забудьте начать его с http://localhost/test/. Показать решение.

Условие задачи №90

91. Хорошо изучите пример в учебнике, в котором используется форма, ссылающаяся сама на себя. Создайте в корневой папке test страницу с такой формой, добавив в нее кнопку 'Сбросить'. Что касается php-скрипта, то его нужно усложнить. Скрипт должен делать проверку заполнения полей имени и фамилии и в случае ошибки прерывать дальнейшее выполнение скрипта и выводить сообщение. Также скрипт должен проверять, был ли сделан выбор предпочтения и в зависимости от этого делать соответствующий вывод (см. скриншот). Показать решение.

Условие задачи №91